МИНСКИЙ Николай Максимович

МИНСКИЙ Николай Максимович
(наст. фам. Виленкин)
(15(27).01.1855, Глубокое Виленской губ. - 2.07.1937, Париж)
   поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1879). После ун-та служил домашним учителем, присяжным поверенным, архивариусом в банке, но служба мало интересовала М., с юношеских лет посвятившего себя литературе. В начале творчества выступил как певец "народной скорби", продолжатель некрасовских традиций, был непосредственно связан с народничеством. Его первый сборник стихотворений был изъят цензурой и уничтожен (1883). После цензурных гонений в мировоззрении М. произошел перелом. В 1884 г. он публикует статью "Старинный спор", к-рая считается первым в России литературным манифестом декадентства и в к-рой М. подверг критике теорию "утилитарного" искусства, поставившую рус. музу на службу публицистике. Главным критерием художественности он признал искренность художника, творческая личность к-рого обожествлялась. Мысль о художнике - творце новой реальности - становится ведущей в эстетике символистов. В кн. "При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни" (1890) в противовес отечественной традиции народолюбия, самопожертвования, к-рая, по М., ведет к растворению личности в массе, отречению от индивидуальности и творчества, М. "поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма" (Новая русская книга. Берлин. 1922. № 8. С. 40). Здесь М. выдвинул теорию "несуществующих святынь" - меонов (от греч. me on - небытие, несуществующее). Меоны находятся вне мира явлений, их нельзя ни понять, ни даже помыслить в реальной жизни, но душа, ненавидя действительность, жаждет прорваться к ним. Стремление познать непознаваемое, невозможное, несуществующее, растворенное во Вселенной ("абсолютное небытие", Бога), трактуется автором как высшая цель человека, единственный путь осознания им полноты бытия. В меонизме М. нетрудно увидеть соединение различных идеалистических учений (от вост. мистики и Платона до непознаваемой Кантовой "вещи в себе" и совр. М. богоискательских теорий). Идеи меониз-ма М. пытался воплотить в произв. различных жанров: в лирике ("Два пути", 1900), в драматургии ("Альма", 1900), в критике и публицистике ("О двух путях добра", 1903 и др. статьи). В качестве трибуны для пропаганды своей теории М. активно использовал Религиозно-философские собрания (1901–1903), одним из организаторов к-рых являлся. Цель собраний он видел в том, чтобы повернуть рус. интеллигенцию лицом к религиозным вопросам. Уверенность, что "можно создать религиозное мировоззрение не вопреки разуму и не тайком от него, а при его участии", легла в основу кн. М. "Религия будущего (Философские разговоры)" (Спб., 1905). Убежденный в неразрывной связи философии и религии ("связь эта теснейшая, как между стеблем и цветком"), М. призывал предпринять "последний крестовый поход мысли, для того чтобы овладеть святыней" (Там же. С. 1–2). Ведущий тезис книги: отношение к Богу, новую религию "нужно строить не на вере, а на другом, более глубоком основании - на уверенности" (Там же. С. 4). Правда, автор не уточнял, в чем конкретное различие противопоставляемых понятий. Философские соч. М. лишь условно можно назвать "трактатами": границы научно-теоретического изложения и художественного творчества здесь размыты. Сам он признавал, что "всегда мечтал об идеальной метафизике, которая, начинаясь теорией познания, завершалась бы легендой и молитвой" (Там же. С. 2). "Меоническая легенда" и "молитва" о едином божестве, добровольно умирающем из любви к множественному миру, явно превалировала над "теорией". Темы, образы, стилистические приемы указанных книг М. имели непосредственные связи с его стихотворными произв. Идейные искания М., оригинальная форма его произв. (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов. А. Белый в ст. "Отцы и дети русского символизма" (1905) назвал М. среди своих учителей. Революция 1905 г. вновь обратила М. к общественной деятельности и "гражданской" поэзии. Основанная им газ. "Новая жизнь" по существу явилась первой легальной большевистской газетой. Здесь М. опубликовал "Гимн рабочих" ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"). Свой недолгий союз с социал-демократами он пытался впоследствии оправдать стремлением придать революционному движению религиозный характер. После закрытия газеты (декабрь 1905 г.) М. был арестован, а потом эмигрировал. В кн. "На общественные темы" (Спб., 1909) он резко критиковал "догматы политиканствующего марксизма", не менее враждебные "идеальным стремлениям интеллигенции, чем тирания бюрократии и насилия реакции" (На общественные темы. С. 198). Полемизируя с М. Горьким об интеллигенции и мещанстве, М. отстаивал идеи надклассового социал-гуманизма, обратился к проблеме личности в рус. истории. Деспотизм в России и подавление личности государством М. объяснял геополитическими причинами: "отсутствие естественных границ и тысячелетний кошмар" войн за их обретение породили тиранию и не позволяли личности чувствовать себя в безопасности, начать расти и развиваться как живой творческой клетке культуры. Но "под историческим гнетом, - утверждал он, - в русском сознании образовалось новое чувство, новый свет, новый идеал" - социально-гуманитарной любви (Там же. С. 34). Как противоречащую рус. психологии, М. призывал "выкинуть за борт" теорию исторического материализма (Там же. С. 62). В 1913 г. М. на короткое время вернулся в Россию, а затем (уже навсегда) уехал за границу. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, о союзе между работниками умственного и физического труда в борьбе против всякого партийного властолюбия. В "Манифесте интеллигентных работников" (1923) он критикует К. Маркса за игнорирование специфики умственного труда и принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно к-рой об-во всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс "властодержавцев". В совр. мире, по М., капиталисты и политиканы находятся по одну сторону баррикады, а "умственные работники вместе с пролетариями должны бороться против всех господствующих классов и партий" (Современные проблемы. Париж, 1923. С. 136). В этот же период М. написал философскую мистерию "Кого ищешь?" (1922), в к-рой отстаивал идеи меонизма. В эмиграции после революции М. жил сначала в Берлине, где возглавлял "Дом искусства", затем в Лондоне - работал в советском полпредстве, в последнее десятилетие вел уединенную жизнь в Париже.
   С о ч.: При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. Спб., 1890; О свободе религиозной совести. Спб., 1902; Религия будущего: (Философские разговоры). Спб., 1905; Поли, собр. стихотворений: В 4 т. 4-е изд. Спб., 1907; На общественные темы. Спб., 1909; "Меонизм" Н. М. Минского в сжатом изложении автора // Русская литература XX века, 1890–1910. М., 1915. Т. 2. С. 364–368 (М., 2004. С. 218–221); Кого ищешь? - Мистерия. Берлин, 1922; Ответ на вопрос: "Как вы пережили войну и революцию?" // Новая русская книга. Берлин, 1922. № 8. С. 39–42; От Данте к Блоку. Берлин, 1922; Манифест интеллигентных работников // Современные проблемы. Париж (1922). С. 135–187.
   Л и т.: Соловьев В. С. По поводу сочинения Н. М. Минского "При свете совести" // Собр. соч. 2-е изд. Спб., 1912. Т. 6. С. 263–268; Михайловский Н. К. О совести г. Минского // Поли, собр. соч. 2-е изд. Спб., 1909. Т. 6. С. 723–747; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России // Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1957. Т. 3. С. 326-^37; Блок А. А. Н. М. Минский. Религия будущего: (Философские разговоры) // Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 593–598; Айхенвальд Ю. И. Минский // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994; Полонский Г. Поэзия Минского // Русская литература XX века. 1890–1910. М., 2004. С. 221–241;Радлов Э. Л. Философия Н. М. Минского // Там же. С. 241–244; Мейлах Б. С. Символисты в 1905 году // Литературное наследство. М., 1937. Т. 27–28. С. 167–195; Пайман А. История русского символизма. М., 1998; Сапожков С. Поэзия и судьба Николая Минского // Ранние символисты: Н. Минский, А. Добролюбов. Спб., 2005. С. 7–87. А. Сугай

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МИНСКИЙ Николай Максимович" в других словарях:

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин) (1855 1937) русский писатель. Один из зачинателей русского символизма. Религиозно философская концепция в трактатах При свете совести (1890) и Религия будущего (1905). Стихи (сборник Из мрака к свету , 1922), драмы, переводы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Минский Николай Максимович — (настоящая фамилия Виленкин) (1855 1937), русский писатель. Один из зачинателей русского символизма. Религиозно философская концепция в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). Стихи (сборник «Из мрака к свету», 1922),… …   Энциклопедический словарь

  • Минский, Николай Максимович — (Виленкин) поэт и публицист; род. в еврейской семье в 1855 г. в местечке Глубоком Виленской губ.; в 1879 г. окончил курс в петербургском университете, по юридическому факультету; был присяжным поверенным. Литературную деятельность М. начал в 1876 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Минский Николай Максимович — Минский (псевдоним; настоящая фамилия Виленкин) Николай Максимович [15(27).1.1855, с. Глубокое, ныне Витебской обл., 2.7.1937, Париж], русский писатель. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). В 1883 цензура уничтожила… …   Большая советская энциклопедия

  • Минский, Николай Максимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Минский. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Виленкин. Николай Минский Имя при рождении: Николай Максимович Виленкин Псевдонимы: Николай Ми …   Википедия

  • Минский Николай Максимович — Николай Максимович Минский (настоящая фамилия Виленкин) (15 (27) января 1856, с. Глубокое Виленской губернии  2 июля 1937, Париж)  русский поэт и мистический писатель. Родился в бедной еврейской семье. Его первые стихотворения были написаны на… …   Википедия

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — МИНСКИЙ (наст. фам. Виленкин) Николай Максимович (1855—1937), русский писатель. После Революции 1905—07 жил за границей. «Полное собрание стихотворений» (т. 1—4, 1907); кн. стихов «Из мрака к свету» (1922). Поэмы «Гефсиманская… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Минский (Николай Максимович Виленкин) — Минский псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа… …   Биографический словарь

  • Минский Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин; 1855–1937) – рус. писатель. По образованию юрист. Начал печататься в 1876. Один из зачинателей рус. символизма. Религ. – филос. концепция – в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). Автор стихов (сб …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • МИНСКИЙ Николай Максимович (наст, фам. Виленкин) — (15 (27). 01. 1855, Глубокое Виленской губ. 2. 07. 1937, Париж) поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф т Петербургского ун та (1879). После ун та служил домашним учителем, присяжным… …   Русская философия: словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»